Скоморошины

 

Докиевские

Святогор и Илья Муромец
Погребение Святогора
Святогор и тяга земная
Фрагменты о Святогоре
Вольга
Вольга и Микула Селянинович

Киевские

Илья Муромец
Добрыня Никитич
Алеша Попович
Дунай
Соловей Будимирович
Дюк Степанович
Чурила Пленкович
Иван Гостиный сын
Иван Гостиный сын (Мать продает своего сына)
Данило Ловчанин
Ставр Годинович
Иван Годинович
Глеб Володьевич
Про Василия Турецкого
Хотен Блудович
Сорок калик со каликою

Новогорoдские

Садко
Василий Буслаев и мужики Новгородские
Василий Буслаев молиться ездил

Героические

Князь Роман и Марья Юрьевна
Ванька Удовкин сын
Суровен Суздалец
Сухман
Королевичи из Крякова
Братья Дородовичи
Данило Игнатьевич
Ермак и Калин-царь
Михайло Петрович (Козарин)
Калика-богатырь
Авдотья Рязаночка
Камское побоище
Богатырское слово
Василий Игнатьевич

Духовные
(апокрифы)

Соломан и Василий Окулович
Оника-воин
Егорий Храбрый
Рахта Рагнозерский

Скоморошины

Щелкан Дудентьевич
Кострюк
Терентий-муж
Агафонушка
Усишша
Вавило и скоморохи
Илья Муромец и Издолище
Небылица про льдину
Небылица про щуку из Белого озера

Илья Муромец и Издолище

Хотите ле, братцы, старину скажу,
Старину скажу, да старыцька свежу со старушкою?
Это що, братци, за цюдо цюдное,
Это що, братци, за диво дивное?
На синем мори, братци, овин горит,
По цисту полю, братци, карабь бежит.
Это що, братци, за цюдо цюдное,
Это що, братци, за диво дивное?
Во цистом поли да сырой дуп стоял;
Под дубом кобыла белку лаела,
Белку лаела, рошширя ноги стоела.
Это що, братци, за цюдо цюдное,
Это що, братци, за диво дивное?
Илья Муравець да сын Ивановиць,
Он тугой-от лук да он натягивал,
Калену стрелу да он направливал:
– Лети, стрела, да по цисту полю,
По цисту полю да по роздольицю.-
Это що, братци, за цюдо цюдное,
Это що, братци, за диво дивное?
Летит стрела да по цисту полю,
По цисту полю да по роздольицю;
Да берёт стрела она улицеми да с переулками.
Это що, братци, за цюдо цюдное,
Это що, братци, за диво дивное?
Он берёт свой сороциньской колпацёк,
Он приходит к Издолишшу поганому.
Это що, братци, за цюдо цюдное,
Это що, братци, за диво дивное?
Он берёт свой булатной нош,
Он кидает в Илью Муравиця;
Илья Муравець да сын Ивановиць,
Он снимат с сибя свой сороцинской колпацёк.
Это що, братьци, за цюдо цюдное,
Это що, братьци, за диво дивное?
Он кидат свой сороцынской колпацёк
В Издолища в поганово.
Это що, братьци, за цюдо цюдное,
Это що, братьци, за диво дивное?
Тот и свалился.-
Старина была долга; пели ее на вечеринках.

Скоморошье пародирование былин – это тоже определенный «перевернутый» стиль, основанный на принципе антимира, противопоставлении сложившимся, каноническим формам некой «небыли».

«Антимир Древней Руси,– отмечает Д.С. Лихачев,– противостоит не обычной реальности, а некоей идеальной реальности, лучшим проявлениям этой реальности. Антимир противостоит святости – поэтому он богохулен, он противостоит богатству – поэтому он беден, противостоит церемониальности и этикету – поэтому он бесстыден, противостоит одетому и приличному – поэтому он раздет, наг, бос, неприличен; антигерой этого мира противостоит родовитому – поэтому он безроден, противостоит степенному – поэтому скачет, прыгает, поет веселые, отнюдь не степенные песни».

В небылице «Илья Муромец и Издолище» (в тексте – Илья Муравец) этот художественный принцип народной сатиры тоже выдержан до конца. Перед нами антибылина, в которой спародированы не только типичные эпические обороты и приемы, но и образ главного героя – Ильи Муромца.

Небылица «Илья Муромец и Издолище» записана А.Д. Григорьевым на реке Покшеньге от М.С. Щербаковой (Архангельские былины т. 1, № 102)