Скоморошины

 

Докиевские

Святогор и Илья Муромец
Погребение Святогора
Святогор и тяга земная
Фрагменты о Святогоре
Вольга
Вольга и Микула Селянинович

Киевские

Илья Муромец
Добрыня Никитич
Алеша Попович
Дунай
Соловей Будимирович
Дюк Степанович
Чурила Пленкович
Иван Гостиный сын
Иван Гостиный сын (Мать продает своего сына)
Данило Ловчанин
Ставр Годинович
Иван Годинович
Глеб Володьевич
Про Василия Турецкого
Хотен Блудович
Сорок калик со каликою

Новогорoдские

Садко
Василий Буслаев и мужики Новгородские
Василий Буслаев молиться ездил

Героические

Князь Роман и Марья Юрьевна
Ванька Удовкин сын
Суровен Суздалец
Сухман
Королевичи из Крякова
Братья Дородовичи
Данило Игнатьевич
Ермак и Калин-царь
Михайло Петрович (Козарин)
Калика-богатырь
Авдотья Рязаночка
Камское побоище
Богатырское слово
Василий Игнатьевич

Духовные
(апокрифы)

Соломан и Василий Окулович
Оника-воин
Егорий Храбрый
Рахта Рагнозерский

Скоморошины

Щелкан Дудентьевич
Кострюк
Терентий-муж
Агафонушка
Усишша
Вавило и скоморохи
Илья Муромец и Издолище
Небылица про льдину
Небылица про щуку из Белого озера

Агафонушка

А и на Дону, Дону, в избе на дому
На крутых берегах, на печи на дровах,
Высока ли, высота потолочная,
Глубока глубота подпольная,
А и широко раздолье – перед печью шесток,
Чистое поле – по подлавечью,
А и синее море – в лохани вода.
А у белова города, у жорнова,
А была стрельба веретенная,
А и пушки-мушкеты горшечныя,
Знамена поставлены помельныя,
Востры сабли – кокошники,
А и тяжкие палицы – шемшуры1),
А и те шешумры были тюменских баб.
А и билася-дралася свекры со снохой,
Приступаючи ко городу ко жорнову,
О том пироге, о яшном мушнике,
А и билися-дралися день до вечера,
Убили оне курицу пропашшую.
А и на ту-та на драку – великой бой
Выбежал сильной-могуч богатырь,
Молодой Агафонушка Никитин сын.
А и шуба-та на нем была свиных хвостов,
Болестью опушена, комухой2) подложена,
Чирьи да вереды – то пуговки,
Сливныя коросты – то петельки.
А втапоры старик на палатех лежал,
Силу-ту смечал, во штаны на....,
А старая баба, умом молода,
Села ...... сама песни поет.
А слепые бегут, спинаючи гледят;
Безголовые бегут, оне песни поют,
Бездырыя бегут – попёрдовают,
Безносый бегут – понюхивают,
Безрукой втапоры клеть покрал,
А нагому безрукай за пазуху наклал,
Безъязыкова, тово на пытку ведут;
А повешены – слушают,
А и резаной – тот в лес убежал.
На ту же на драку – великой бой
Выбегали тут три могучие богатыри:
А у первова могучева богатыря
Блинами голова испроломана,
А другова могучева богатыря
Соломой ноги изломаны,
У третьева могучева богатыря
Кишкою брюхо пропороно.
В то же время и в тот же час
На море, братцы, овин горит
С репою, со печонкою.
А и середи синя моря Хвалынскова
Выростал ли тут крековист дуб,
А на том на сыром дубу крековостом
А и сивая свинья на дубу гнездо свила,
На дубу гнездо свила,
И детей она свела – сивиньких поросяточок,
Поросяточок полосатиньких.
По дубу оне все разбегалися,
А в воду оне гледят – притонути хотят,
В поле гледят – убежати хотят.
А и по чистому полю карабли бегут,
А и серой волк на корме стоит,
А красна лисица потакивает:
– Хоть вправо держи, хоть влево, затем куда хошь.-
Оне на небо гледят, улетети хотят.-
Высоко ли там кобыла в шебуре3) летит.
А и чорт ли видал, что медведь летал,
Бурою корову в когтях носил.
В ступе-де курица объегнилася,
Под шестком-та карова еицо снесла,
В осеку4) овца отелилася.
А и то старина, то и деянье.

«Агафонушка» – одна из лучших былинных скоморошин-пародий. Пародирование начинается здесь с первых же строк: Высока ли, высота потолочная, глубока глубота подпольная, в которых нетрудно узнать знаменитую былинную запевку: Высота ли, высота поднебесная... Точно так же пародируется здесь богатырская драка – великий бой, да и сам образ богатыря Агафонушки, у которого шуба из свиных хвостов.

Вторая часть скоморошины построена из небывальщин и небылиц.

Юмор «Агафонушки», как и вообще народной сатиры, отличается «грубоватостью». В предисловии ко второму изданию «Сборника Кирши Данилова» 1818 года говорилось по этому поводу: «Данилов писал более для людей необразованных – потому у него много фарсов; пел не для бессмертия, а для удовлетворения своих слишком веселых слушателей – посему он пренебрегал умеренностью и правилами благопристойности. Места, в нашем издании означенные точками, показывают, что тут Певец наш, пресыщенный дарами Бахуса и мечтаниями о сладострастных Вакханках, терял совершенно уважение к стыдливости... Он даже целые семь песен пустил по тому пути, на коем впоследствии прославился Барков, хороший поэт, к сожалению, талант свой во зло употребивший».

Текст публикуется по изданию: Сборник Кирши Данилова, № 27.


1) Шемшура (шамшура, шешумра) - род шапочки (волосник), надеваемой под платок замужними женщинами.

2) Комуха – лихорадка.

3) Шебура (шабура) – домотканая грубая ткань; рабочая одежда из этой ткани.

4) Осек – выгон или участок земли, огороженный поваленными деревьями с несрубленными сучьями.