Былины Киевского цикла

 

Докиевские

Святогор и Илья Муромец
Погребение Святогора
Святогор и тяга земная
Фрагменты о Святогоре
Вольга
Вольга и Микула Селянинович

Киевские

Илья Муромец
Добрыня Никитич
Алеша Попович
Дунай
Соловей Будимирович
Дюк Степанович
Чурила Пленкович
Иван Гостиный сын
Иван Гостиный сын (Мать продает своего сына)
Данило Ловчанин
Ставр Годинович
Иван Годинович
Глеб Володьевич
Про Василия Турецкого
Хотен Блудович
Сорок калик со каликою

Новогорoдские

Садко
Василий Буслаев и мужики Новгородские
Василий Буслаев молиться ездил

Героические

Князь Роман и Марья Юрьевна
Ванька Удовкин сын
Суровен Суздалец
Сухман
Королевичи из Крякова
Братья Дородовичи
Данило Игнатьевич
Ермак и Калин-царь
Михайло Петрович (Козарин)
Калика-богатырь
Авдотья Рязаночка
Камское побоище
Богатырское слово
Василий Игнатьевич

Духовные
(апокрифы)

Соломан и Василий Окулович
Оника-воин
Егорий Храбрый
Рахта Рагнозерский

Скоморошины

Щелкан Дудентьевич
Кострюк
Терентий-муж
Агафонушка
Усишша
Вавило и скоморохи
Илья Муромец и Издолище
Небылица про льдину
Небылица про щуку из Белого озера

Иван Гостиный сын
(Мать продает своего сына)

Как от батюшки было от умнаго,
Как от матушки да от разумныи,
Зарождается чадушко безумное,
Что ль по имени Иванушко Гостиной сын.
Как не стало у Иванушка да родна батюшко,
И оставается у Иванушка да родна матушка,
И честна вдова Офимья Олександровна.
И унимает родна матушка да своего чада,
И своего ли чада милаго,
И того ли дитятка любимаго,
И как по имени Иванушка Гостинаго.
— А гой же ты свет, мое чадо ненаглядное!
И не ходи-тко, чадо, да на царев кабак,
И ты не пей-кось, не кушай зелена вина,
И не имей союз со голями кабацкими,
И не связывайся, чадо, со женками со курвами,
И со тема ли со девками со б........–
И не послушал Иванушка да своей матери,
И он стал тут пить, кушати да зелено вино,
И стал он знаться тут со голями кабацкими;
И с тема ли со жонками со б........
И с тема ли со девками со курвами.
И как прослышала да ёво матушка,
И честна вдова Офимья Олександровна,
И приходила тут ево да родна матушка,
Приходила она да на царев кабак,
Испроговорит она да таково слово:
— А гой же вы народ, люди провославныи!
И не видали ль вы моего да чада милаго,
Чада милаго, дитя любимаго,
И что ль по имени Иванушка Гостинаго? –
Испроговорит народ да православный:
— А гой же ты честна вдова, Офимья Олександровна!
И не видали мы твоего да чада милаго,
И что ль по имени Иванушка Гостиного.–
Испроговорит тут Офимья Олександровна,
И что ли ко тем голям ко кабацкиим:
— А гой же вы, голи вы кабацкие!
Вы скажите-тко, да где моё чадо есть, чадо милое,
И чадо милое, дитя любимое,
И что ль по имени Иванушко Гостиный сын?
И за то дарю вас златом-серебром.–
И привели тут голи кабацкия
А и оборванаго да добра молодца,
А и что ль по имени Иванушка Гостинаго.
И как берёт Ивана родна матушка,
И честна вдова Офимья Олександровна,
И как берёт ево да за желты кудри,
За желты кудри да за белы руки,
И за белы руки да за златы перстни,
И повела ево на пристань карабельную,
И ко тем ли купцам да ко заморьскиим,
И ко заморянам купцам да к вавилонянам.
Испроговорит честна вдова Офимья Олександровна,
Испроговорит она да таково слово:
— А гой же вы, купци заморяна,
И вы заморяна купци да и вавилоняна!
И вы купите-тко да моего чада,
И моего ли купите чада милаго,
И чада милаго купите, дитя любимаго,
И что ль по имени Иванушка Гостинаго,
И дайте-тко за нево мне-ка-ва пятьсот рублей. –
Испроговорят купци да таково слово:
— А гой же ты, честна вдова Офимья Александровна!
И не вора ли продаешь да не розбойника? –
А и ответ держит честна вдова
Офимья Александровна
И ко тем купцам да ко заморянам,
Ко заморянам купцам да к вавилонянам:
— И я не вора продаю да не разбойника,
А своего ли продаю да чада милаго,
И что ль по имени Иванушка Гостинаго.—
А и ответ держит да добрый молодец,
И что ль Иванушка Гостиной сын,
И ко тем купцам да ко заморянам,
Ко заморянам купцам да к вавилонянам:
— И не жалейте-тко вы да целой тысящи,
И что было бы моей матушке
И до гробной доски ей да не скитатися.–
И тут пролил горючия слезы добрый молодец,
И в слезах-то добрый молодец словцо повымолвил:
— И ты прощай-кось, прощай, да родна матушка,
И как честна вдова Офимья Александровна,
И по писаному была да родна матушка,
А и по житью-бытью да змея лютая.–
И тут простилася да радна матушка,
А как простиласи она да с любимым сыном,
С любимым сыном да со Иванушком.

Второй из известных сюжетов об Иване Гостином сыне не имеет ничего общего с первым. Это, по всей вероятности, совершенно самостоятельные былины об одном и том же былинном герое, возникшие в разное время и отразившие разные исторические ситуации. Так, В.Я. Пропп и Б.Н. Путилов относят возникновение второй былины к XVIII веку и видят в ней отражение рекрутчины (сохранились варианты, в которых забривали молодца в солдатики). Д.М. Балашов причисляет ее к балладам социально-бытового содержания и считает, что она «возникла еще в древнем Новгороде и отразила эпизод одного из многочисленных Новгородских неурожаев, когда, в результате прерванного подвоза хлеба с юга, родители, спасаясь от голодной смерти, продавали своих детей заморским купцам «из хлеба» (не поэтому ли сын просит купца заплатить его матери побольше?). Затем в XV–XVI вв. сюжет получил иное истолкование – мать продает молодца за буйство и нечестье. Наконец, уже в XVIII–XIX вв. сюда присоединилась тема рекрутчины».

Подобную смену временных напластований можно наблюдать во многих былинах, особенно социально-бытовых, запечатлевших живые реалистические черты народной жизни с древнейших времен вплоть до XX века.

Публикуемый текст записан А. Ф. Гильфердингом от крестьянина с Выгозера Федора Никитина

Онежские былины. 3-е изд , т. 2, № 172