Героические былины

 

Докиевские

Святогор и Илья Муромец
Погребение Святогора
Святогор и тяга земная
Фрагменты о Святогоре
Вольга
Вольга и Микула Селянинович

Киевские

Илья Муромец
Добрыня Никитич
Алеша Попович
Дунай
Соловей Будимирович
Дюк Степанович
Чурила Пленкович
Иван Гостиный сын
Иван Гостиный сын (Мать продает своего сына)
Данило Ловчанин
Ставр Годинович
Иван Годинович
Глеб Володьевич
Про Василия Турецкого
Хотен Блудович
Сорок калик со каликою

Новогорoдские

Садко
Василий Буслаев и мужики Новгородские
Василий Буслаев молиться ездил

Героические

Князь Роман и Марья Юрьевна
Ванька Удовкин сын
Суровен Суздалец
Сухман
Королевичи из Крякова
Братья Дородовичи
Данило Игнатьевич
Ермак и Калин-царь
Михайло Петрович (Козарин)
Калика-богатырь
Авдотья Рязаночка
Камское побоище
Богатырское слово
Василий Игнатьевич

Духовные
(апокрифы)

Соломан и Василий Окулович
Оника-воин
Егорий Храбрый
Рахта Рагнозерский

Скоморошины

Щелкан Дудентьевич
Кострюк
Терентий-муж
Агафонушка
Усишша
Вавило и скоморохи
Илья Муромец и Издолище
Небылица про льдину
Небылица про щуку из Белого озера

Братья Дородовичи

Поехал Михайло Дородович,
Поехал гулять во чисто поле
И выехал на гору высокую,
Розвертывал трубку подзорнюю,
Глядел-смотрел во чисто поле.
Увидел он там три знаменья:
Первое знамя белым-бело,
Другое знамя красным-красно,
Да й третье-то знамя черным-черно.
Как поехал Михайло Дородович
Ко тем-то ко трём он ко знамечкам,
Начал ево бурушко поскакивать,
Из-под копыт-то он долы вымётывать
По целой овчины барановой.
Приехал ко тем ко трем ко знамениям.
И первое знамя стоит бел шатер,
А другое знамя на шатри маковка,
А третье-то знамя стоит ворон конь.
И соходил Михаиле со добра коня,
И надовал коню пшена белоярова,
А й сам он зашол во белой шатер.
Во белом шатри удалой доброй молодец,
Уж он многима ранами раненой.
И как спросил он удала добра молодца:
– И ты удалой дороднии добрый молодец!
Уж ты где-ка бит, где-ка раненой? -
Как сказал ему удалой доброй молодец:
– Уж был я во лугах во Кургановых,
Ино я бился с погаными татарами,
И наконец мне-ка измена состояласе,
И у туга лука тетивка порываласе,
Булатняя палица поломаласе,
Копьё в череню поросшаталосе,
И востра сабля пополам переломаласе.
Тут обступили поганые татарове,
Тут меня били да ранили.-
Как выходит Михаиле из бела шатра,
Садился Михаиле на добра коня,
Развёртывал трубку подзорнюю,
Он смотрел во луга во Кургановы.
Уже сколько стоит лесу темнаго,
Да й столько поганых татаровей,
Да й сколько в чистом поли кувыль-травы,
А тово боле поганыих татаровей.
И тут-то молодца страх-от взял.
– Как кудамне-ка ехать, кудаконя мне гнать?
Как ехать мне в луга, так убиту быть,
А домой мне-ка ехать, нечим хвастати.-
И как поехал он в луга во Кургановы,
И уж он луком перебил силы сметы нет,
Копьем переколол силы сметы нет,
Да й палицей прибил силы сметы нет,
Да й саблей перерубил силы сметы нет,
И наконец тово измена состояласе,
И у туга лука тетивка порваласе,
Булатняя палица поломаласе,
Копье в череню росшаталосе,
Востра сабелька пополам переломиласе,
И обступили поганые татарове,
Да й хочут добра молодца с коня стащить.
Ино ево была головушка удалая,
Да й вся была натура молодецкая.
Как скочил Михайло с добра коня,
А хватал он поганого татарина
За его ли за поганые за ноги,
Начал он татарином помахивать,
Куда махнёт – туды улица,
Назад отмахнё – переулочек.
И то оружье по плечу пришло,
Прибил он татар до единого,
И уж он сам сказал таково слово:
– И ты родись-ко головушка удалая,
А худа голова бы лучше не была.-
Садился Михайло на добра коня,
Поехал Михайло ко белу шатру,
И как приехал Михайло ко белу шатру,
Надавал коню пшена белоярова.
И заходит Михайло во бел шатер,
И спросил Михайло добра молодца:
– Ты удалой дородний доброй молодец!
Ты которого отца, которой матери?
Я твоему бы отцу ведь поклон отвёз.-
И как сказал ему удалой доброй молодец:
– Как по имени зовут меня Федором,
А по отечеству Федор Дородович,
А больше я с тобой говорить не могу.-
И как тово часу молодцу смерть пришла.
А сказал тут Михайло Дородович:
– Да й видно, ты родимой мне брателко,
Да й старшой-от Федор Дородович.-
Да й предал он его тело сырой земли,
А своим он родителям поклон отвёз.

В основе сюжета этой былины, как и в былине о братьях Петровичах («Королевичи из Крякова»), лежит встреча с «неузнанным» братом, но Михайло Дородович узнает своего старшего брата Федора Дородовича при еще более драматических обстоятельствах, чем королевичи Петрой Петрович и Лука Петрович.

Сначала герой наезжает в чистом поле на шатер с добрым молодцом многими ранами раненой. Затем сам бьется с татарами, побеждает их и, вновь возвратившись в шатер к раненому молодцу, спрашивает у него: Ты которого отца, которой матери? Я твоему бы отцу ведь поклон отвез? Умирающий молодец называет свое имя – Федор Дородович. Так братья «узнают» друг друга. Михайло Дородович хоронит своего старшего брата Федора Дородовича в чистом поле и отвозит от него родителям поклон.

Былина довольно редкая, известная всего лишь в нескольких записях, одна из которых сделана А. Ф. Гильфердингом на Кенозере 13 августа 1871 года от тридцатипятилетнего крестьянина А. Д. Костина.

Публикуется по изданию: Гильфердинг А.Ф. Онежские былины. 4-е изд. М.– Л., 1951, т. 3, № 247